• logo
  • shakarim
    u n i v e r s i t y
Образовательные программы
6B08101 - Агрономия
Группа образовательных программ B077 Растениеводство входит в область образования 6B08 Сельское хозяйство и биоресурсы.

Введение
2022 год - 7 место 2023 год - 9 место Образовательная программа, реализуемая НАО « Университет имени Шакарима г. Семей» по образовательной программе 6B08101 «Агрономия», кафедрой «Сельское хозяйство и биоресурсы», факультета ветеринарии и агроменеджмента разработана с учетом потребностей регионального рынка труда, требований нормативных документов Министерства образования и науки Республики Казахстан и представляет собой систему документов для организации образовательного процесса. Образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и содержит характеристику программы и направления профессиональной деятельности выпускника, результаты обучения и приобретаемые компетенции, политику оценивая результатов обучения, организацию образовательного процесса, обеспечивающую качество подготовки обучающихся, описание модулей, составляющих образовательную программу, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий. Содержание образовательной программы реализуется через учебный план, разработанный в модульном формате, в котором для первого уровня образования предусмотрено три цикла дисциплин: цикл общеобразовательных дисциплин, цикл базовых дисциплин и цикл профилирующих дисциплин и итоговая аттестация. Образовательная программа предусматривает обучение студента с особыми образовательными потребностями в условиях высшего учебного заведения, а также его социализацию и интеграцию в общество.
Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавров является освоение обучающимся не менее 205 кредитов теоретического обучения, а также не менее 27 кредитов практик, 8 кредитов итоговой аттестации. Всего 240 кредитов.
4 года.
Цель
Общей целью образовательной программы является обеспечение условий для полноценного, качественного базового высшего образования, предполагающего подготовку конкурентоспособных специалистов – агрономии, удовлетворяющих потребности общества в высококвалифицированных кадрах.
Квалификационная характеристика выпускника
  • Присуждаемая степень / квалификация
    бакалавр сельского хозяйства по образовательной программе «6B08101 Агрономия»
  • Наименование профессии / перечень должностей специалиста
    Выпускнику по данной образовательной программе присуждается академическая степень «бакалавр сельского хозяйства». Выпускники могут занимать должности: - агрономы-полеводы; - агрономы по защите растений; - мелиораторы-почвоведы; - фермеры-менеджеры; - руководители коллективных хозяйств и фирм сельскохозяйственного направления; - инспектора семенного контроля, сортоиспытания, по защите растений; - инспектора по карантинному досмотру на таможнях; - во всех видах лабораторий перерабатывающих продукцию растениеводства; - инспектора территориальных инспекций
  • Уровень квалификации по ОРК (отраслевая рамка квалификации)
    6
  • Область профессиональной деятельности
    - управление (лаборатории, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственном отделе); - наука (научно-исследовательские организации по профилям: - сельскохозяйственные культуры, их сорта и гибриды, генетические коллекции растений, семена и посадочный материал, товарная продукция; - агрономические ландшафты, природные кормовые угодья; - почва и ее плодородие; - удобрения, пестициды, гербициды; - сельскохозяйственная техника и оборудование; - технологии производства продукции растениеводства и ее первичной обработки; - технологии хранения, транспортировки и предпродажной подготовки продукции растениеводства; - процессы организации и управления структурным подразделением сельскохозяйственного производства, малым предприятием; - первичные трудовые коллективы.
  • Объект профессиональной деятельности
    Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: научно-исследовательские организации, сфера управления.
  • Виды профессиональной деятельности
    Выпускники образовательной программы «Агрономия» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: - производственно-технологическая, - организационно-управленческая, - проектная, - научно-исследовательская. Научно-исследовательской деятельность: - готовностью изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований; способностью применять современные методы научных исследований в агрономии согласно утвержденным планам и методикам; способностью к лабораторному анализу образцов почв, растений и продукции растениеводства; Производственно-управленческая деятельность: способностью обосновать подбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия, подготовить семена к посеву; готовностью скомплектовать почвообрабатывающие, посевные и уборочные агрегаты и определить схемы их движения по полям, провести технологические регулировки сельскохозяйственных машин; способностью рассчитать дозы органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, определить способ и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры; готовности обосновать систему севооборотов и землеустройство сельскохозяйственного предприятия; готовности адаптировать системы обработки почвы под культуры севооборота с учетом плодородия, крутизны и экспозиции склонов, уровня грунтовых вод, применяемых удобрений и комплекса почвообрабатывающих машин; готовностью обосновать технологии посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними; способностью использовать агрометеорологическую информацию при производстве растениеводческой продукции; способностью обосновать способ уборки урожая сельскохозяйственных культур, первичной обработки растениеводческой продукции и закладки ее на хранение; готовностью обосновать технологии улучшения и рационального использования природных кормовых угодий, приготовления грубых и сочных кормов; способностью обеспечить безопасность труда при производстве растениеводческой продукции; Организационно-технологическая деятельность: - способностью анализировать технологический процесс как объект управления; - способностью определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов сельскохозяйственного предприятия; - способностью организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда в разных экономических и хозяйственных условиях; - способностью проводить маркетинговые исследования на сельскохозяйственных рынках; - готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия; - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способностью находить организационно-управленческие решения в не стандартных производственных ситуациях и готовностью нести за них ответственность; - работать в коллективе и команде эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; - ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполненных заданий; - быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. Проектная деятельность: - Cоставление бизнес планов для сельскохозяйственных предприятии всех форм собственности по производству продукции сельскохозяйственных культур наиболее приспособленных для данных почвенных климатических условий.
Карта учебных модулей по формированию компетенций
Языковая и социокультурная подготовка

Результаты обучения по модулю:

Демонстрировать знания по историческим основам и периодам становления независимой казахстанской государственности в контексте всемирного и евразийского исторического процесса. Соотносить отдельные явления и события исторического прошлого с общей парадигмой всемирно-исторического развития человеческого общества посредством критического анализа, ретроспективного, сравнительно-исторического и других методов научного исследования. Проводить аналитический и аксиологический анализ при изучении сложных исторических процессов, явлений и исторических личностей современного Казахстана. Приобрести теоретическое представления о многообразии форм человеческого опыта и знания, о природе мышления, о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, об особенностях функционирования знания в прежние исторические эпохи и в современном обществе. Совершенствовать знания и умения, полученные и сформированные на основе общего среднего образования. Использовать грамматические темы в речевых ситуациях (текстах, диалогах, диспутах и т.д.) Распознавать и отбирать ключевые слова, передающие основную мысль текста; определять его главную идею; составлять последовательный план. Употреблять английский язык в повседневной речи. Обсуждать основную мысль текста, высказать свою точку зрения, используя активную лексику по теме; -передать свою идею в обсуждении, приводя обоснованные аргументы, подтверждающие подлинность сказанного Совершенствовать знания и умения, полученные и сформированные на основе общего среднего образования. Использовать грамматические темы в речевых ситуациях (текстах, диалогах, диспутах и т.д.) Распознавать и отбирать ключевые слова, передающие основную мысль текста. Грамотно употреблять казахский язык в повседневной речи Определять основные направления разработки ИКТ, основы использования информационных ресурсов для поиска и хранения информации, архитектуру и компоненты компьютерных систем, основные цели и проблемы информационной безопасности.Работать в любой операционной системе, работать с базами данных, применять методы и средства защиты информации, создать веб-сайты, работать с электронными таблицами. Обрабатывать изображения, создавать мультимедийные презентаций, визуализация данных, применения различных форм электронного обучения, работы с облачными сервисами. Показывать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста, теоретико-методологические основы физической культуры и здорового образа жизни.Выполнять нормативы, предусмотренные программой по физической культуре, реализовывать систему навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Регулировать психоэмоциональное состояние при занятиях физкультурой и спортом. Данная интегрированная дисциплина содержит философско-художественные основы произведений, исторические факты, относящиеся к творческому наследию Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Мухтара Ауэзова и изучение казахского алфавита на основе латинской графики, правил орфографии, орфографических и орфоэпических норм. Информационные ресурсы общества. Формы и средства взаимодействия с ресурсами глобальной информационной среды. Основные направления использования дистанционных технологий. Понятие электронного образовательного ресурса (ЭОР). Классификация ЭОР.

Модуль социально-политических знаний

Результаты обучения по модулю:

Использовать основные положения и методы социально-гуманитарных и психологических наук при решении социальных и профессиональных задач, формирование социально-политических и этических норм, регулирующих взаимоотношения между государством, обществом и отдельными гражданами. Приобретение аналитического взгляда и служения обществу в духе толерантности и равенства. Междисциплинарные компетенции в области экономики и права, основ антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности, а также навыков предпринимательства, лидерства, восприимчивости инноваций. Способность к выработке критического мышления для ориентации в мире идей и мнений, формирование потребности в философской рефлексии.

Естественно-научный

Результаты обучения по модулю:

Способен регулировать микробиологические процессы с целью повышения качества сельскохозяйственной продукции и кормов и плодородия почвы; Готовить растворы с известной концентрацией, проводить хим.анализы и расчеты. Проводить прогнозирование фаз развития сельскохозяйственных культур, метеоусловий, влияние факторов на урожайность и правильно использовать их в сельском хозяйстве. Разбираться в морфологии, анатомии и физиологии растений, основах систематики и географии растений. Различать клетки и ткани различных частей растения; определять типы корневой системы различных растений и их строение,классифицировать растения по отделам , классам и семействам. Систематизировать образцы клеток и тканей растений, семян и плодов для определения их принадлежности к виду растения; Использовать полученные теоретические знания и практические навыки в освоении комплекса агрономических наук по возделыванию культурных растений, рациональному использованию сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур, в разработке новых систем земледелия, в разработке мероприятий, освобождающих земледелие от вредных природных факторов на возделываемые культуры, обобщать исторический материал по вопросам развития зарубежной отечественной и агрономии Классифицировать почвы, основные виды сельскохозяйственных культур, их биологические, сортовые и хозяйственные особенности, требования к условиям внешней среды; Рассчитывать потребность хозяйства в семенах, удобрениях, пестицидах, горюче-смазочных материалах, сельскохозяйственных машинах, орудиях и технике, трудовых ресурсах; Решать организационно-хозяйственные вопросы во внесении корректировок в агротехнические приемы с учетом сложившихся погодных условий конкретного года.

Почвенно-мелиоративный

Результаты обучения по модулю:

Распознавать основные типы и разновидности почв, обосновать направления их использования в земледелии и приемы воспроизводства плодородия; определять балл бонитета. Систематизировать парки сельскохозяйственных машин, основных агрегатов в сельском хозяйстве. Использовать сельскохозяйственную технику по назначению и с максимальной годовой выработкой Рационально комплектовать агрегаты сельскохозяйственных машин. Описывать основы земельного кадастра и принципы классификации почв Определять морфологическую характеристику почвенного горизонта Проводить бонитировку почв. Владеть основами питания растений Рассчитать нормы внесения удобрений. Проводить химическую мелиорацию почв, систему применения удобрений. Определять виды мелиорации земель и способы её проведения Проводить планирование систем орошения Определять нормы и способы полива с/х культур. Владеть законами земледелия и растениеводства; влияние агротехнических приемов на физические, химические, технологические и другие свойства почвы; приемы повышения культуры земледелия, методику определения качества посевного материала; Оценивать перспективы развития хозяйства в условиях рынка; Применять передовую прогрессивную технологию выращивания сельскохозяйственных культур, с учетом мировых достижений

Растениеводческая продукция

Результаты обучения по модулю:

Владеть научными и технологическими основами производства высококачественных семян сельскохозяйственных культур; значение, морфологию и биологические особенности полевых культур; современные технологии возделывания культур; пути и способы повышения качества с/х продукции, уменьшения ее потерь, а также сокращения затрат труда и средств на выращивание урожая. Иметь ясное представление о классификации культурных растений наиболее широко распространенных в условиях Республики Казахстан. Владеть основными знаниями о биологических особенностях плодовоягодных культур Различать по внешним признакам сорта плодовых и ягодных культур Размножать перспективные сорта и виды плодовоягодных культур. Определять методы и принципы мероприятий по пастбищному хозяйству Использовать полученные знания для выявления, прогнозирования и предупреждения распространения болезней и вредителей. Владеть навыками и приемами использования этих знаний в теоретических и практических целях; Правильно и рационально использовать разработанные программы в области биотехнологии. Проводить селекционную работу биотехнологическими методами. Использовать полученные практические навыки работы в лаборатории биотехнологии. Использовать методы оценки качества растениеводческой продукции. Составить план размещения сельскохозяйственной продукции в хранилищах с учетом качества. Анализировать образцы сельскохозяйственной продукции по требованиям стандарта. Выполнять работы по технологии улучшения кормовых угодий, приготовления кормов Иметь глубокие знания по технологии возделывания кормовых культур; подбирать оптимальные сроки и способы заготовки кормов; осуществлять организацию заготовки кормов в хозяйствах. Способность обосновать способ уборки урожая сельскохозяйственных культур, первичной обработки растениеводческой продукции и закладки ее на хранение. Использовать знания об организационных, научных и методических основах стандартизации, сертификации, метрологии, оценки потребительских свойств растениеводческой продукции, нормирования и контроля качества сырья для обеспечения эффективности сельскохозяйственного производства. Использовать современную прогрессивную технологию возделывания сельскохозяйственных культур; приемы повышения культуры земледелия, методику определения качества посевного материала; винограда и др.; Составлять технологические карты возделывания сельскохозяйственных культур и организовывать полевые работы в соответствии с ними; Применять передовой прогрессивной технологии выращивания сельскохозяйственных культур, с учетом мировых достижений.

Защита растений и селекция

Результаты обучения по модулю:

Владеет знаниями о морфологических и био-логических особенностях сельскохозяйственных вредителей и фенологией их развития Определять вредоносность вредителей сельскохозяйственных культур. Применять меры борьбы против вредителей Владеть знаниями об основных возбудителей болезней растений и условия их распространения. Определять уязвимую фазу развития возбудителей для применения мер их уничтожения Объяснять характер заболевания, источника инфекции, вредоносность и фазу развития. Объяснять строение, структуру, функцию генов и хромосом, основные закономерности наследственности и изменчивости. Анализировать типы наследования селекционных признаков, типы генетической изменчивости, возникающие под влиянием мутагенных факторов. Применять в лаборатории практические умения. Планировать эксперименты с генетическим материалом. Определять природу болезней сельскохозяйственных культур и условия их распространения. Определять уязвимую фазу развития возбудителей для применения мер их уничтожения Описывать характер заболевания, источник инфекции, вредоносность и фазу развития. Описывать методы химической защиты растений. Применять химические удобрения на практике Применять полученные знания в области сельского хозяйства. Использовать методы и принципы мероприятий по борьбе с болезнями и вредителями растений Использовать полученные знания для выявления, прогнозирования и предупреждения распространения болезней и вредителей растений с учетом требований охраны окружающей среды. Владеть навыками и приемами использования этих знаний в теоретических и практических целях. Проводить все виды селекционных работ с учетом основных законов генетики; определять сортовые и посевные качества семян; способен осуществлять приемы гибридизации, технику скрещивания; заполнять документы по селекции и семеноводству. Использовать современную прогрессивную технологию возделывания с/х культур; методику определения качества посевного материала; основы технологии хранения и переработки раст. продукции.

Системы земледелия

Результаты обучения по модулю:

Использовать методы агрономических исследований: основные понятия и классификация методов исследования, основные элементы методики полевого опыта Проводить опыты, анализы, вести документацию и отчетность Применять полученные знания в области сельского хозяйства. Демонстрирует владение навыками учета, картирования и оценки засоренности полей севооборотов; навыками обоснования системы защиты сельскохозяйственных культур от сорных растений. Владеть общими понятиями о влиянии орошения на свойства и плодородие почв, изучить и научиться использовать научно-практические основы проектирования основы орошаемого земледелия. Проектировать систему орошения поливных земель сельскохозяйственного предприятия. Владеть практическими навыками организации работы поливных систем. Владеть теоретическими и методологическими основами научного подхода к агроландшафтному земледелию. Подбирать оптимальную структуру агроландшафтной системы земледелия в данной почвенно-климатической зоне. Получить навыки проектирования системы севооборотов, обработки почвы, мер защиты растений в системе агроландшафтного земледелия. Использовать значения государственного сортоиспытания в селекции и семеноводстве сельскохозяйственных культур. Организация процесса сортоиспытания. Нормативные акты по проведению сортоиспытания. Гоударственная сеть сортоиспытательных станций. Использовать методику проведения сортоиспытания отдельных культур. Проводить документацию сортоиспытания. Осуществлять производство семян элиты, основы семеноводства. Применять теоретические знания на производстве. Осуществлять организацию и технику селекционного процесса. Решать организационно-хозяйственные вопросы во внесении корректировок в агротехнические приемы с учетом сложившихся погодных условий конкретного года