• logo
  • shakarim
    u n i v e r s i t y
Образовательные программы
6B08303 - Лесные ресурсы и охотоведение
Группа образовательных программ В079 Лесное хозяйство входит в область образования 6В08 Сельское хозяйство и биоресурсы.

Введение
2022 год - 5 место 2023 год - 1 место Подготовка бакалавров по образовательной программе В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» осуществляется на выпускающей кафедре «Сельское хозяйство и биоресурсы», факультета ветеринарии и агроменеджмента университета Шакарима. Образовательная программа В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» разработана с учетом потребностей регионального рынка труда. Образовательная программа ориентирована на подготовку кадров нового типа обладающих широкими фундаментальными знаниями, инициативных, адаптивных к меняющимся требованиям рынка труда и технологий. Уникальность образовательной программы В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» в том, что обучающиеся получают практические навыки, в реальных условиях производства. Это обеспечивается сотрудничеством таких организаций как Республиканское государственное учреждение "Государственный лесной природный резерват «Семей орманы», РГК «Республиканский лесной селекционно-семеноводчекий центр» Семейское структурное подразделение и других. Образовательная программа дает возможность получить результаты обучения и приобретаемые компетенции, соответствующие требованиям работодателей. Выпускники образовательной программы В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» способны системно, стратегически мыслить, владеть навыками решения конкретных проблем в области сохранения биоразнообразия для традиционных и формирующихся секторов лесохозяйственной и исследовательской деятельности. Выпускники образовательной программы В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» обеспечивают оптимизацию использования и воспроизводства лесных ресурсов, управления животным миром и охотничьим хозяйством, управление лесами в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства; комплексного лесного районирования и моделирования товарной, биоэкологической продуктивности лесов, организацию лесного хозяйства и лесоуправления, разработку оптимальных лесных планов для Республики Казахстан. Образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и содержит характеристику программы и направления профессиональной деятельности выпускника, результаты обучения и приобретаемые компетенции, политику оценивая результатов обучения, организацию образовательного процесса, обеспечивающую качество подготовки обучающихся, описание модулей, составляющих образовательную программу, методические материалы, обеспечивающая реализацию соответствующей образовательной технологии.
Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавров является освоение обучающимся не менее 205 кредитов теоретического обучения, а также не менее 27 кредитов практик, 8 кредитов итоговой аттестации. Всего 240 кредитов.
4 года.
Цель
Целью образовательной программы является развитие у обучающихся личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, подготовка востребованных специалистов в области разработки и реализации мероприятий по многоцелевому постоянному и не истощительному использованию лесов, управлению и ведению охотничьего хозяйства, перспектив дичеразведения и звероводства, инвентаризации лесов, применения информационных технологий в лесном хозяйстве.
Квалификационная характеристика выпускника
  • Присуждаемая степень / квалификация
    Бакалавр сельского хозяйства по образовательной программе «6B08303 - Лесные ресурсы и охотоведение»
  • Наименование профессии / перечень должностей специалиста
    Лесничий, помощник лесничего, инженер лесного хозяйства, инженер лесных культур, инженер по охране и защите леса, инженер-таксатор, лесной инспектор, мастер лесного питомника, мастер-озеленитель, инженер-фито патолог, начальник охотничье-производственных участков, ведущий специалист, главный специалист в центральных и территориальных органах в области охраны, воспроизводства и использованию животного мира, заведующий службой охраны режима в особо охраняемых природных территориях; инспектор территориальных инспекций.
  • Уровень квалификации по ОРК (отраслевая рамка квалификации)
    6
  • Область профессиональной деятельности
    Предметами профессиональной деятельности выпускника являются: - технология выращивания посадочного материала; - способы и методы сбора и хранения лесных семян; - системы и методы государственного лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов; - гидромелиоративные системы; - системы рекультивации земель; - системы и методы планирования освоения лесов; - технологические системы, средства и методы государственной инвентаризации лесов; - методы, способы и средства сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов; - технологические системы, средства и методы лесовосстановления, ухода за лесами, охраны и защиты лесов; - технологические системы, средства и методы лесоразведения для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв; ‒ технологические системы, средства и методы проектирования, создания, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений; - воспроизводство и переработки лесных ресурсов; - способы не древесной продукции леса; - охотничьи хозяйства различных форм собственности; - государственные природные заповедники; - зоологические заказники; - национальные природные парки и резерваты; - особо охраняемые природные территории; - сельскохозяйственная техника и оборудование; - технологии производства продукции кожевенного, пушно-мехового сырья и ее первичной обработки; - государственные учреждения по охране лесов и животного мира; республиканские и областные органы государственного управления животным миром и охотничьим хозяйством; туристские организации и общественные объединения охотников и рыболовов.
  • Объект профессиональной деятельности
    Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: -лесные и урбо-экосистемы различного уровня и их компоненты: растительный и животный мир, почвы; - природно-техногенные лесохозяйственные системы, включающие сооружения и мероприятия, повышающие полезность природных объектов и компонентов природы: лесные и декоративные питомники, лесные плантации, искусственные лесные насаждения, лесопарки, гидромелиоративные системы, системы рекультивации земель, природоохранные комплексы; - лесные особо охраняемые природные территории и другие леса высокой природоохранной ценности, имеющие исключительные или особо важные экологические свойства, эко системные функции и социальную роль; - участники лесных отношений, обеспечивающие планирование освоения лесов, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов; - системы и методы планирования освоения лесов, технологические системы, средства и методы государственной инвентаризации лесов, мониторинга их состояния, включающие методы, способы и средства сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов; - технологические системы, средства и методы лесовосстановления, ухода за лесами, охраны и защиты лесов, повышающие продуктивность лесов, обеспечивающие многоцелевое рациональное, непрерывное, не истощительное использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; - технологические системы, средства и методы лесоразведения для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, для создания защитных лесов, для рекультивации техногенных ландшафтов; - системы и методы государственного лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов; - технологические системы, средства и методы проектирования, создания, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, обеспечивающие формирование благоприятной окружающей среды для отдыха, туризма и других видов рекреационной деятельности на лесных участках, повышающие их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов и эстетическую выразительность; -охотничьи угодья, охотничьи животные, продукция охотничьего промысла, сопутствующая охотохозяйственная продукция, охотничьи собаки, ловчие животные, охотничьи животные, занесенные в Красную книгу, технические средства, применяемые для охоты.
  • Виды профессиональной деятельности
    Производственно-технологическая деятельность: - участие в разработке и реализации мероприятий по многоцелевому рациональному, непрерывному, не истощительному использованию лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах в зависимости от целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций; - участие в разработке и реализации мероприятий по сохранению лесов высокой природоохранной ценности, по обеспечению средообразующих, водоохранных, охране и защите лесов, по производству посадочного материала лесообразующих и декоративных пород деревьев и кустарников, по уходу за лесами, по лесовосстановлению и лесоразведению, рекультивации нарушенных ландшафтов и иных полезных функций лесов; - участие в осуществлении государственной инвентаризации лесов, в проведении лесоустройства, в обеспечении хозяйствующих субъектов и органов управления лесным и лесопарковым хозяйством информацией о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках, в документировании информации для ведения государственного лесного реестра и кадастрового учета лесных участков; - участие в разработке и реализации мероприятий по созданию, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной среде, её общее эстетическое обогащение; - осуществление контроля за соблюдением технологической дисциплины и правильной эксплуатацией технологического оборудования, сооружений инфраструктуры, поддерживающей оптимальный режим роста и развития растительности на объектах лесного комплекса; -обеспечение устойчивого пользования охотничьими животными в соответствии с действующими нормативами, лимитами (квотами) и правилами; ведение работы по организации звероводства; организация товарного производства и заготовок пушно-мехового сырья, заготовок и переработки дикорастущей продукции, мяса диких животных, ; учет и ведение государственных кадастров животного мира и охотничьих угодий; уметь применять на практике научно обоснованные методы ведения охотничьего хозяйства; уметь правильно организовывать охрану и воспроизводство охотничье-промысловых, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения животных; уметь использовать лабораторное и полевого охотничьего оборудования, орудий охотничьего промысла. Организационно-управленческая деятельность: - участие в управлении лесами (в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства); - участие в управлении объектами рекреационного лесопользования (в области их создания, функционального использования, реконструкции, повышения санитарно-гигиенических и эстетических качеств насаждений); - участие в осуществлении государственного лесного контроля и надзора за соблюдением всеми лесопользователями правил: заготовки древесины и других лесных ресурсов, пожарной безопасности в лесах, санитарной безопасности в лесах, лесовосстановления и правил ухода за лесами, исчисление размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства; - организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений; - нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения; - оценка производственных и непроизводственных затрат при проведении работ на объектах лесного и лесопаркового хозяйства; - осуществление технического контроля, надзора; - организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация производственных работ; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; осуществление контроля над использованием охотничьих угодий; участие в оценке экономической эффективности хозяйственной деятельности; обеспечение техники безопасности на производственном участке; уметь использовать учебно-лабораторное оборудование и компьютерные технологии для постановки научного эксперимента; уметь организовывать товарное производство пушно-мехового сырья; уметь организовывать и выполнять мероприятия по улучшению племенных качеств зверей и увеличению выхода приплода. Научно-исследовательская деятельность: - участие в исследовании лесных и урбо-экосистем, и их компонентов; - участие в разработке планов, программ и методик проведения исследований, в анализе состояния и динамики показателей качества объектов деятельности (лесных участков, лесных и декоративных питомников, лесных плантаций, искусственных лесных и лесопарковых насаждений, лесных гидромелиоративных систем и сооружений на объектах лесного комплекса) отдельных уполномоченных организаций и учреждений с использованием необходимых методов и средств исследований; - систематизация результатов анализа состояния и показателей качества объектов научно-исследовательской деятельности, создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать процессы и явления в лесном и лесопарковом хозяйстве. Проектная деятельность: - участие в разработке проектов освоения лесов, в составлении лесохозяйственных регламентов с учётом экологических, экономических и других параметров; - участие в проектировании отдельных объектов лесного и лесопаркового хозяйства (лесных и декоративных питомников, лесных плантаций, искусственных лесных насаждений, лесных гидромелиоративных систем, лесопарков, особо охраняемых природных территорий); - проведение технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых мероприятий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта; - участие в разработке (на основе действующих стандартов) методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов на объекты лесного и лесопаркового хозяйства с использованием информационных технологий; - изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; использование основных методов получения, хранения, переработки информации в соответствии с общепрофессиональными компетенциями; находить практическое применение новейшим достижениям науки и внедрять их в практику. Природоохранная: организация работы по охране, поддержанию численности и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных; проведение разъяснительной работы среди охотников и местного населения по вопросам бережного отношения к природным богатствам, правильному и рациональному их использованию, соблюдению существующих правил и законоположений в охотничьем хозяйстве. Культурно-просветительская: организовывать и проводить разъяснительную работу среди охотников и местного населения по вопросам бережного отношения к природным богатствам, правильному и рациональному их использованию; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области охотоведения; быть готовым к восприятию культуры и обычаев других стран и народов; с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям; способность извлекать и анализировать информацию из различных источников; знание иностранного языка для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сфере.
Карта учебных модулей по формированию компетенций
Модуль 1. Основы общественных и гуманитарных знаний

Результаты обучения по модулю:

Данный модуль раскрывает такие аспекты как: социально-культурные, экономико-правовые, экологические знания, коммуникативные умения, применение информационных технологии с учетом современных тенденций развития общества.

Модуль 2. Информатизация лесного хозяйства

Результаты обучения по модулю:

В содержание модуля входит совокупность методов и средств, используемых для сбора, хранения, обработки и распространения информации, внедрения геоинформационных программ, цель которых своевременно прогнозировать, моделировать и охранять лесное хозяйство.

Модуль 3. Биологическое разнообразие

Результаты обучения по модулю:

Модуль объединяет дисциплины изучающие генетическое, видовое и экосистемное разнообразие видов животных, растений и других форм жизни, способы их взаимодействия друг с другом в их естественных средах.

Модуль 4. Повышение продуктивности лесов

Результаты обучения по модулю:

Модуль изучает сохранение и повышение комплексной продуктивности лесов путем применения системы хозяйственных мероприятий, дифференцированных в зависимости от региона условий и целевого назначения лесных земель.

Модуль 5. Технология и машины лесозаготовок лесного хозяйства

Результаты обучения по модулю:

Модуль содержит дисциплины, цель которых использование машин и технологических процессов, применяющих ресурсосберегающие технологии в лесозаготовительном производстве.

Модуль 6. Защита лесов от вредных организмов, обеспечение санитарной безопасности в лесах

Результаты обучения по модулю:

В содержание модуля вошли дисциплины, цель которых обеспечить знания по защите государственного лесного фонда от вредителей и болезней, обеспечивающих систематическое слежение за его состоянием, выявлением очагов, мерами по профилактике, локализации и ликвидации опасных факторов.

Модуль 7. Озеленение и охрана национальных ресурсов

Результаты обучения по модулю:

Модуль представляет собой совокупность работ по инженерной подготовке, размещению архитектурных форм, проектированию озеленения, улучшению ландшафта, охраны и защиты, осуществляемых в целях приведения территории для пользования по назначению.

Модуль 8. Мониторинг почвы и леса

Результаты обучения по модулю:

В содержание модуля вошли дисциплины изучающие плодородия почв, их соответствие к требованиям лесных культур, показатели химических, физических и водно-физических свойств почв, показатели загрязнения почв, видов эрозии и дефляции почв, с целью умения контролировать, управлять, прогнозировать и улучшать состояние лесных земель.

Модуль 9. Устойчивое лесоуправление

Результаты обучения по модулю:

Модуль представляет собой систему, цель которой формировать меры, регулирующие воздействия на леса, обусловливая достижение и стабильное поддержание их целевой динамики, обеспечивая непрерывное не истощительное многоцелевое лесопользование, сохранение и повышение производительности, устойчивости и биоразнообразия лесов.

Модуль 10. Использование охотничьих ресурсов

Результаты обучения по модулю:

Основа модуля — это содержание дисциплин, изучающих деятельность по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, цель которой обеспечение видового разнообразия и сохранения численности промысловых зверей и птиц.

Модуль 11. Современное состояние лесных ресурсов

Результаты обучения по модулю:

Модуль содержит всестороннее представление о лесах мира и о том, как меняется этот ресурс, её детальная глобальная картина способствует формированию рациональной политики, практики и инвестиций, затрагивающих леса и лесное хозяйство в мировом пространстве на основе законодательства.