• logo
  • shakarim
    u n i v e r s i t y
Образовательные программы
6B08303 - Лесные ресурсы и охотоведение
Группа образовательных программ В079 Лесное хозяйство входит в область образования 6В08 Сельское хозяйство и биоресурсы.

Введение
2022 год - 5 место 2023 год - 1 место Подготовка бакалавров по образовательной программе В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» осуществляется на выпускающей кафедре «Сельское хозяйство и биоресурсы», факультета ветеринарии и агроменеджмента университета Шакарима. Образовательная программа В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» разработана с учетом потребностей регионального рынка труда. Образовательная программа ориентирована на подготовку кадров нового типа обладающих широкими фундаментальными знаниями, инициативных, адаптивных к меняющимся требованиям рынка труда и технологий. Уникальность образовательной программы В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» в том, что обучающиеся получают практические навыки, в реальных условиях производства. Это обеспечивается сотрудничеством таких организаций как Республиканское государственное учреждение "Государственный лесной природный резерват «Семей орманы», РГК «Республиканский лесной селекционно-семеноводчекий центр» Семейское структурное подразделение и других. Образовательная программа дает возможность получить результаты обучения и приобретаемые компетенции, соответствующие требованиям работодателей. Выпускники образовательной программы В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» способны системно, стратегически мыслить, владеть навыками решения конкретных проблем в области сохранения биоразнообразия для традиционных и формирующихся секторов лесохозяйственной и исследовательской деятельности. Выпускники образовательной программы В08303 «Лесные ресурсы и охотоведение» обеспечивают оптимизацию использования и воспроизводства лесных ресурсов, управления животным миром и охотничьим хозяйством, управление лесами в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства; комплексного лесного районирования и моделирования товарной, биоэкологической продуктивности лесов, организацию лесного хозяйства и лесоуправления, разработку оптимальных лесных планов для Республики Казахстан. Образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и содержит характеристику программы и направления профессиональной деятельности выпускника, результаты обучения и приобретаемые компетенции, политику оценивая результатов обучения, организацию образовательного процесса, обеспечивающую качество подготовки обучающихся, описание модулей, составляющих образовательную программу, методические материалы, обеспечивающая реализацию соответствующей образовательной технологии. Образовательная программа предусматривает обучение студента с особыми образовательными потребностями в условиях высшего учебного заведения, а также его социализацию и интеграцию в общество.
Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавров является освоение обучающимся не менее 205 кредитов теоретического обучения, а также не менее 27 кредитов практик, 8 кредитов итоговой аттестации. Всего 240 кредитов.
4 года.
Цель
Целью образовательной программы является развитие у обучающихся личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, подготовка востребованных специалистов в области разработки и реализации мероприятий по многоцелевому постоянному и не истощительному использованию лесов, управлению и ведению охотничьего хозяйства, перспектив дичеразведения и звероводства, инвентаризации лесов, применения информационных технологий в лесном хозяйстве.
Квалификационная характеристика выпускника
  • Присуждаемая степень / квалификация
    Бакалавр сельского хозяйства по образовательной программе «6B08303 - Лесные ресурсы и охотоведение»
  • Наименование профессии / перечень должностей специалиста
    Лесничий, помощник лесничего, инженер лесного хозяйства, инженер лесных культур, инженер по охране и защите леса, инженер-таксатор, лесной инспектор, мастер лесного питомника, мастер-озеленитель, инженер-фито патолог, начальник охотничье-производственных участков, ведущий специалист, главный специалист в центральных и территориальных органах в области охраны, воспроизводства и использованию животного мира, заведующий службой охраны режима в особо охраняемых природных территориях; инспектор территориальных инспекций.
  • Уровень квалификации по ОРК (отраслевая рамка квалификации)
    6
  • Область профессиональной деятельности
    Предметами профессиональной деятельности выпускника являются: - технология выращивания посадочного материала; - способы и методы сбора и хранения лесных семян; - системы и методы государственного лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов; - гидромелиоративные системы; - системы рекультивации земель; - системы и методы планирования освоения лесов; - технологические системы, средства и методы государственной инвентаризации лесов; - методы, способы и средства сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов; - технологические системы, средства и методы лесовосстановления, ухода за лесами, охраны и защиты лесов; - технологические системы, средства и методы лесоразведения для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв; ‒ технологические системы, средства и методы проектирования, создания, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений; - воспроизводство и переработки лесных ресурсов; - способы не древесной продукции леса; - охотничьи хозяйства различных форм собственности; - государственные природные заповедники; - зоологические заказники; - национальные природные парки и резерваты; - особо охраняемые природные территории; - сельскохозяйственная техника и оборудование; - технологии производства продукции кожевенного, пушно-мехового сырья и ее первичной обработки; - государственные учреждения по охране лесов и животного мира; республиканские и областные органы государственного управления животным миром и охотничьим хозяйством; туристские организации и общественные объединения охотников и рыболовов.
  • Объект профессиональной деятельности
    Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: -лесные и урбо-экосистемы различного уровня и их компоненты: растительный и животный мир, почвы; - природно-техногенные лесохозяйственные системы, включающие сооружения и мероприятия, повышающие полезность природных объектов и компонентов природы: лесные и декоративные питомники, лесные плантации, искусственные лесные насаждения, лесопарки, гидромелиоративные системы, системы рекультивации земель, природоохранные комплексы; - лесные особо охраняемые природные территории и другие леса высокой природоохранной ценности, имеющие исключительные или особо важные экологические свойства, эко системные функции и социальную роль; - участники лесных отношений, обеспечивающие планирование освоения лесов, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов; - системы и методы планирования освоения лесов, технологические системы, средства и методы государственной инвентаризации лесов, мониторинга их состояния, включающие методы, способы и средства сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов; - технологические системы, средства и методы лесовосстановления, ухода за лесами, охраны и защиты лесов, повышающие продуктивность лесов, обеспечивающие многоцелевое рациональное, непрерывное, не истощительное использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; - технологические системы, средства и методы лесоразведения для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, для создания защитных лесов, для рекультивации техногенных ландшафтов; - системы и методы государственного лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов; - технологические системы, средства и методы проектирования, создания, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, обеспечивающие формирование благоприятной окружающей среды для отдыха, туризма и других видов рекреационной деятельности на лесных участках, повышающие их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов и эстетическую выразительность; -охотничьи угодья, охотничьи животные, продукция охотничьего промысла, сопутствующая охотохозяйственная продукция, охотничьи собаки, ловчие животные, охотничьи животные, занесенные в Красную книгу, технические средства, применяемые для охоты.
  • Виды профессиональной деятельности
    Производственно-технологическая деятельность: - участие в разработке и реализации мероприятий по многоцелевому рациональному, непрерывному, не истощительному использованию лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах в зависимости от целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций; - участие в разработке и реализации мероприятий по сохранению лесов высокой природоохранной ценности, по обеспечению средообразующих, водоохранных, охране и защите лесов, по производству посадочного материала лесообразующих и декоративных пород деревьев и кустарников, по уходу за лесами, по лесовосстановлению и лесоразведению, рекультивации нарушенных ландшафтов и иных полезных функций лесов; - участие в осуществлении государственной инвентаризации лесов, в проведении лесоустройства, в обеспечении хозяйствующих субъектов и органов управления лесным и лесопарковым хозяйством информацией о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках, в документировании информации для ведения государственного лесного реестра и кадастрового учета лесных участков; - участие в разработке и реализации мероприятий по созданию, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной среде, её общее эстетическое обогащение; - осуществление контроля за соблюдением технологической дисциплины и правильной эксплуатацией технологического оборудования, сооружений инфраструктуры, поддерживающей оптимальный режим роста и развития растительности на объектах лесного комплекса; -обеспечение устойчивого пользования охотничьими животными в соответствии с действующими нормативами, лимитами (квотами) и правилами; ведение работы по организации звероводства; организация товарного производства и заготовок пушно-мехового сырья, заготовок и переработки дикорастущей продукции, мяса диких животных, ; учет и ведение государственных кадастров животного мира и охотничьих угодий; уметь применять на практике научно обоснованные методы ведения охотничьего хозяйства; уметь правильно организовывать охрану и воспроизводство охотничье-промысловых, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения животных; уметь использовать лабораторное и полевого охотничьего оборудования, орудий охотничьего промысла. Организационно-управленческая деятельность: - участие в управлении лесами (в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства); - участие в управлении объектами рекреационного лесопользования (в области их создания, функционального использования, реконструкции, повышения санитарно-гигиенических и эстетических качеств насаждений); - участие в осуществлении государственного лесного контроля и надзора за соблюдением всеми лесопользователями правил: заготовки древесины и других лесных ресурсов, пожарной безопасности в лесах, санитарной безопасности в лесах, лесовосстановления и правил ухода за лесами, исчисление размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства; - организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений; - нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения; - оценка производственных и непроизводственных затрат при проведении работ на объектах лесного и лесопаркового хозяйства; - осуществление технического контроля, надзора; - организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация производственных работ; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; осуществление контроля над использованием охотничьих угодий; участие в оценке экономической эффективности хозяйственной деятельности; обеспечение техники безопасности на производственном участке; уметь использовать учебно-лабораторное оборудование и компьютерные технологии для постановки научного эксперимента; уметь организовывать товарное производство пушно-мехового сырья; уметь организовывать и выполнять мероприятия по улучшению племенных качеств зверей и увеличению выхода приплода. Научно-исследовательская деятельность: - участие в исследовании лесных и урбо-экосистем, и их компонентов; - участие в разработке планов, программ и методик проведения исследований, в анализе состояния и динамики показателей качества объектов деятельности (лесных участков, лесных и декоративных питомников, лесных плантаций, искусственных лесных и лесопарковых насаждений, лесных гидромелиоративных систем и сооружений на объектах лесного комплекса) отдельных уполномоченных организаций и учреждений с использованием необходимых методов и средств исследований; - систематизация результатов анализа состояния и показателей качества объектов научно-исследовательской деятельности, создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать процессы и явления в лесном и лесопарковом хозяйстве. Проектная деятельность: - участие в разработке проектов освоения лесов, в составлении лесохозяйственных регламентов с учётом экологических, экономических и других параметров; - участие в проектировании отдельных объектов лесного и лесопаркового хозяйства (лесных и декоративных питомников, лесных плантаций, искусственных лесных насаждений, лесных гидромелиоративных систем, лесопарков, особо охраняемых природных территорий); - проведение технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых мероприятий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта; - участие в разработке (на основе действующих стандартов) методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов на объекты лесного и лесопаркового хозяйства с использованием информационных технологий; - изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; использование основных методов получения, хранения, переработки информации в соответствии с общепрофессиональными компетенциями; находить практическое применение новейшим достижениям науки и внедрять их в практику. Природоохранная: организация работы по охране, поддержанию численности и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных; проведение разъяснительной работы среди охотников и местного населения по вопросам бережного отношения к природным богатствам, правильному и рациональному их использованию, соблюдению существующих правил и законоположений в охотничьем хозяйстве. Культурно-просветительская: организовывать и проводить разъяснительную работу среди охотников и местного населения по вопросам бережного отношения к природным богатствам, правильному и рациональному их использованию; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области охотоведения; быть готовым к восприятию культуры и обычаев других стран и народов; с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям; способность извлекать и анализировать информацию из различных источников; знание иностранного языка для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сфере.
Карта учебных модулей по формированию компетенций
Языковая и социокультурная подготовка

Результаты обучения по модулю:

Способность вырабатывать свободное и критическое мышление для ориентации в мире идей и мнений; владеть казахской графикой; использовать профессионально-ориентированные информационные технологии, языковую подготовку для осуществления социального и бытового общения, просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни.

Устойчивое лесоуправление

Результаты обучения по модулю:

Составлять таксационные описания насаждений; проводить анализ и использовать информацию о состоянии лесов; планировать природоохранные мероприятия на территории заповедников, парков, резерватов; применять технологические процессы лесосечных работ; применять современные концепции охраны природы и рационального природопользования; получать разные виды побочного пользования; организовать экономически устойчивое лесоуправление.

Использование охотничьих ресурсов

Результаты обучения по модулю:

Применять классификацию охотничьих хозяйств: промысловые и спортивные; управлять развитием интурохоты и рыболовства; владеть основными законодательными актами РК в области охотоведения; использовать результаты учетных работ, данных о добыче при проведении сезонных охотничьих мероприятий; владеть особенностями биологии, распространения промысловых зверей и птиц; применять особенности зоогеографического распространения представителей охотничье промысловых зверей и птиц; использовать алгоритм действий при выявлении нарушений обязательных требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Современное состояние лесных ресурсов

Результаты обучения по модулю:

Оценивать лесные ресурсы мира; оценивать бальнеологические и грязелечебные рекреационные ресурсы; владеть лесоустроительной документацией; управлять основными производственными фондами, и экономическая эффективность их использования; владеть структурой отрасли, оценивать конкуренцию на товарных рынках, антимонопольное законодательство и концентрацию в отрасли; понимать роль лесного комплекса в экономике страны, руководствоваться лесным законодательством.

Модуль социально-политических знаний

Результаты обучения по модулю:

Способность применять знания в области экономики и права, основ антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности, а также навыков предпринимательства, лидерства, восприимчивости инноваций, разрабатывать цифровые теоретические модели, производить дешифрирование информации с использованием аэрокосмических методов

Информатизация лесного хозяйства

Результаты обучения по модулю:

Выполнять измерения геодезическими приборами и производить их математическую обработку; владеть базовыми концепциями ГИС, современными методами создания, организации пространственных данных; выполнять геометрические моделирования, конструирование кривых и поверхностей; разрабатывать цифровые модели, прогнозирования процессов и явлений в лесном хозяйстве с использованием информационных технологий; владеть условиями возникновения лесных пожаров, регламентом работ лесопожарных служб; проводить дешифрирование информации с использованием аэрокосмических методов.

Биологическое разнообразие

Результаты обучения по модулю:

Ориентироваться в систематике, анатомии, морфологии, физиологии, закономерностях онтогенеза зверей и птиц; рационально использовать охотничье-промысловых птиц, на основе современных методов; регулировать численность лесных животных, проводить биотехнические мероприятия; организовать и проводить учетные работы хищных животных, грызунов, водоплавающей дичи, учеты боровой и полевой дичи; проводить учет кормов растительного и животного происхождения, грибных, веточных; проводить бонитировку и оценку охотничьих приписных, лесных, степных, болотных, горных угодий, составлять отчет по учету охотничьих угодий.

Повышение продуктивности лесов

Результаты обучения по модулю:

Использовать процесс лесообразования и проектировать различные виды рубок и лесовосстановления; прогнозировать урожайность и определять посевные качества лесных семян; проводить морфологический анализ строения растений в целом и отдельных их органов; определять систематическое положение, основных таксонов лесных растений; определять виды и роль низших растений в жизни природы и в лесном хозяйстве; владеть систематикой растений, группой цветковых растений; определять биометрические характеристики лесных насаждений и отдельных деревьев.

Технология и машины лесозаготовок лесного хозяйства

Результаты обучения по модулю:

Использовать машины, машино-тракторный парк и технологические процессы в лесном и сельском хозяйстве; использовать пути повышения коэффициента полезного действия агрегатов, выработки силовых установок; использовать теорию раскроя бревен на пилопродукцию; использовать формы хлыстов, бревен и способы определения их объемов; применять процессы тепловой обработки и их технологии; применять классификации и стандартизации лесных товаров в соответствии с ГОСТами; определять ресурсосберегающие технологии в лесозаготовительном производстве.

Защита лесов от вредных организмов, обеспечение санитарной безопасности в лесах

Результаты обучения по модулю:

Применять технологии и способы выращивания различных видов посадочного материала в питомниках; выращивать лесокультурный посадочный материал; определять вредоносность вредителей сельскохозяйственных культур; анализировать информацию о лесопатологическом состоянии лесов, и оперативном воздействии на причинный фактор; определять видовую принадлежность вредителей леса; применять биологические, химические, физические, лесохозяйственные методы защиты от вредителей и болезней; проводить фитопатологические обследования; диагностировать и распозвать болезни мигрирующих зверей и птиц и их значение в лесном хозяйстве и медицине;

Озеленение и охрана национальных ресурсов

Результаты обучения по модулю:

Управлять особо охраняемыми природными территориями; проводить мероприятия для охраны зверей и птиц, в борьбе с браконьерством, бродячими собаками, вредными зверями и птицами; анализировать эффективность деятельности национальных природных парков и заповедников Казахстана; разрабатывать и оформлять проекты объектов озеленения; применять комплекс мероприятий по выращиванию цветочных, оранжерейных деревьев, кустарников и декоративных растений; использовать природные территориальные комплексы лесов, методы ландшафтных исследований.

Мониторинг почвы и леса

Результаты обучения по модулю:

Определять уровень плодородия почв, их соответствие к требованиям лесных культур; использовать методики, технологии мониторинга земель и бонитета почв; владеть методами охраны, управления земельных ресурсов; определять виды эрозии и дефляции почв; контролировать и улучшать мелиоративное состояние земель; проводить борьбу с засолением почв при эксплуатация оросительных систем; оценивать радиоэкологическое состояние лесов; применять фоновый мониторинг за содержанием загрязняющих веществ в природных средах; измерять скорости и направления ветра, температуру почвы, воздуха и растения.